Предложения АКИТ РФ в рамках деятельности промышленных кластеров поддержаны Правительством России
Правительство России внесло изменения в ключевой нормативный правовой акт, регулирующий деятельность промышленных кластеров — постановление №779 от 31 июля 2015 года. Обновления затронули как механизм подтверждения соответствия требованиям, так и подход к планированию дальнейшей деятельности промышленных кластеров.
Раз в пять лет вместо ежегодной отчетности
Одним из центральных нововведений стало увеличение срока соответствия промышленного кластера и его специализированной организации требованиям ППРФ №779 с одного года до пяти лет. Это существенно снижает частоту прохождения административных процедур.
— «Ранее бизнесу приходилось ежегодно подтверждать соответствие требованиям, что превращалось в рутину, не всегда отражающую реальные процессы развития кластера. Переход на пятилетний цикл — это возможность сосредоточиться на долгосрочных результатах», — отмечает Михаил Лабудин, директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России.
Кроме того, постановлением закрепляется, что все решения Минпромторга о соответствии, принятые с 1 января 2024 года, остаются в силе на тот же пятилетний срок.
Программа кластера, как единый документ развития
Документ вводит понятие «программа развития промышленного кластера» — теперь каждый кластер обязан будет представить данный документ при подаче заявки. Программа должна содержать планы развития промышленного кластера, в том числе, в рамках взаимодействия с научно-образовательной средой, что закреплено введением термина «научная инфраструктура кластера».
Фактически речь идет о формировании полноценной экосистемы: кластеры должны не просто объединять производителей, но и выстраивать долгосрочные связи с вузами, НИИ, технопарками и инжиниринговыми центрами, что соответствует логике нового промышленного курса, ориентированного на технологический суверенитет и воспроизводство компетенций.
Меньше отчетности, больше гибкости
В новой редакции постановления значительно сокращается отчётность: из девяти обязательных показателей остаются шесть. Исключаются такие параметры, как количество созданных рабочих мест, объём затрат и объём продаж конечной продукции кластера. Это позволит уйти от формального подхода и сосредоточиться на ключевых результатах, не снижая при этом прозрачности оценки.
Для предприятий оборонно-промышленного комплекса, входящих в кластеры, предусмотрен особый режим: они смогут предоставлять справочные данные взамен кооперационных договоров, если те содержат сведения, составляющие государственную тайну. Таким образом, учитываются особенности работы с чувствительной информацией, не нарушая логики кооперации.
— «С учетом принятых изменений с помощью программы развития промышленный кластер обретает систему действий, направленных на развитие промышленного потенциала региона. В процесс кооперации вовлекаются не только промышленные предприятия, но и институты развития, органы власти, учебные заведения, а также позволяет развивать межрегиональную кооперацию, где основной целью является увеличение ВВП страны за счет локализации производств на территории Российской Федерации на всех переделах производства – от сырья до конечной продукции», — резюмирует Михаил Лабудин.
Ожидается, что обновления помогут не только снизить барьеры для новых участников, но и усилят инвестиционную привлекательность промышленных кластеров, особенно в стратегически важных секторах.